<< Назад | ![]() |
Сверка расчетов с налоговой позволяет выявить расхождения в учетах, она помогает предпринимателям следить за своевременным перечислением платежей в бюджет. Регулярное проведение сверки позволяет вовремя обнаружить недоплаты, избежать финансовых потерь, штрафов, пени и поддерживать стабильность бизнеса.
Основные цели сверки – выявление и исправление ошибок, подтверждение отсутствия задолженности и предотвращение штрафных санкций.
Сверка особенно актуальна в следующих случаях:
- смена руководителя или главного бухгалтера;
- реорганизация или ликвидация предприятия;
- перед сдачей годовой отчетности;
- переход из одного налогового органа в другой;
- запрос третьих лиц, например, банка, для подтверждения финансовой надежности компании.
Предприниматель может и самостоятельно проверить данные по расчетам с бюджетом в личном кабинете налогоплательщика. Однако в этом случае ФНС не предоставляет официальных документов.
При официальном запросе можно получить следующие справки:
- Справку о сальдо ЕНС, которая отражает его на дату формирования документа. При наличии задолженности к справке прилагается детализация отрицательного сальдо и карта расчета пени.
- Справку о принадлежности сумм денежных средств. Эта справка отражает учет поступивших платежей и их распределение по обязательствам за определенный период.
- Акт сверки принадлежности сумм денежных средств. Документ отражает начисления и уплаты за определенный период.
ВАЖНО: По состоянию на 28-е число каждого месяца документы не формируются из-за регулярного обновления ЕНС.
Срок предоставления таких документов – 5 рабочих дней. Запрос удобнее направить через Личный кабинет налогоплательщика (ФЛ, ИП, ЮЛ), но также возможны следующие способы:
1. Через оператора ЭДО (удобно при электронном документообороте).
2. Лично в ИФНС (требует времени на посещение).
3. Почтой (наименее оперативный способ).
Если в акте сверки обнаружены расхождения, можно направить заявление о несогласии с сальдо ЕНС через онлайн-сервис. Обращение будет рассмотрено в течение 24 часов.
Часто разночтения связаны с порядком списания средств с ЕНС. Тут необходимо помнить, что распределение платежей происходит по установленной очередности:
1. Недоимка по НДФЛ (сначала за ранние периоды).
2. Текущие начисления по НДФЛ.
3. Недоимки и начисления по другим налогам, сборам, взносам.
4. Начисления по иным налогам, сборам, страховым взносам с текущим сроком уплаты.
5. Пени, проценты и штрафы (в последнюю очередь).
Также для ИП важно учитывать, что на ЕНС личные и предпринимательские налоги не разделяются. В первую очередь списываются личные обязательства (кроме НДФЛ), а затем налоги, связанные с бизнесом.
Регулярная сверка с налоговой и оперативное устранение расхождений позволяют минимизировать риски и обеспечить соблюдение налогового законодательства.