Совершение преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
Нередки случаи, когда на мобильный телефон граждан звонят лица, которые представляются сотрудниками банка и сообщают о попытках хищения денежных средств с банковских счетов клиента, в последующем вводя собеседника в заблуждение, осуществляют хищение его денежных средств.
В связи с этим гражданам следует в каждом подозрительном случае телефонного или интернет-контакта с посторонними лицами проявлять надлежащую бдительность и соблюдать меры предосторожности.
Для предотвращения противоправных действий по снятию денежных средств с банковского счета необходимо учитывать следующее.
Сотрудники банка в случае общения с клиентом не запрашивают по телефону или в электронном письме персональные сведения (паспортные данные), реквизиты и срок действия банковской карты, пароли и коды из СМС-сообщений для подтверждения финансовых операций или их отмены, логин, ПИН-код и CVV-код банковских карт; не предлагают установить программы удаленного доступа на мобильное устройство; не предлагают перейти по ссылке из СМС-сообщения, включить переадресацию на телефон клиента для совершения в дальнейшем звонка от его имени в банк, под их руководством перевести для сохранности денежные средства на «защищенный счет», зайти в онлайн-кабинет по ссылке из СМС-сообщения или электронного письма.
Банк может связываться посредством мобильной связи с клиентом только для консультаций по продуктам и услугам кредитно-финансового учреждения.
В случае возникновения сомнений в сохранности средств после общения с неизвестным лицом связаться по официальным каналам связи с кредитно-финансовым учреждением, включая телефоны горячей линии, официальные банковские мобильные приложения.
Держатель банковской карты обязан самостоятельно обеспечить конфиденциальность ее реквизитов, поскольку банковские операции, выполненные с их использованием, считаются совершенными самим держателем карты и не могут быть опротестованы.
При использовании мобильного телефона при установке приложений следует обращать внимание на полномочия, которые они запрашивают.
Потеряв мобильный телефон с мобильным банком или сменив собственный номер, следует обязательно проинформировать об этом банк, чтобы не допускать совершение посторонним лицом действий от имени клиента банка.
Утратив свои банковские карты, особенно с возможностью бесконтактной оплаты товаров, следует незамедлительно принять меры к блокированию банковских счетов.
В зависимости от способа совершения (тайное хищение денежных средств, либо хищение денежных средств путем обмана и злоупотребления доверием) действия преступников могут квалифицироваться по соответствующим частям статьи 158, статей 159, 159.3, 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В случае совершенного преступления в целях оказания содействия правоохранительным органам для его раскрытия следует сохранять чеки и смс-сообщения о проведенных банковских операциях с денежными средствами, а также выписки с банковских счетов.
Разъясняет заместитель прокурора Пристенского района Бобнев А.А.